НА ГЛАВНУЮ

ПРИМЕНЕНИЕ Элементов МЕТОДА проектного обучения
 К развитию творческих способностей школьников при обучении   профессии 
"оператор ЭВМ".
 

 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ.        ОПЫТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ      Г.ШЕБЕКИНА      ДРОЖЖИНОЙ       ЕЛЕНЫ      ВЛАДИМИРОВНЫ
Рисунки Paint

Наверное каждый учитель в той или иной степени сталкивался с проблемой оценивания творческих работ.

Выставление оценки за творческую работу таит в себе ряд опасностей. 

-  негативное влияние на самооценку ученика.

Понятие красоты у каждого разное, и ничто так не ранит человека как неоценённый творческий труд. Достаточно вспомнить то, как развиваются различные направления искусства. И кто знает, был бы так популярен "Чёрный квадрат" Малевича, если бы его оценивал школьный учитель.

- не способность к самовыражению в творчестве.

Ученик, выполняя творческую работу, должен обратиться к своей сути и сделать её так, как не сделает "никто другой". Однако, если ученик будет стремиться "понравиться учителю", то это приведёт к притуплению творческих способностей, не способности к самовыражению. 

Как следствие этого - снижение интереса к предмету, переживание стрессовой ситуации, не способность к свободомыслию.

Я думаю, что все эти негативные последствия выставления оценки за творческую работу можно обойти, внедрив в обучение элементы проектного метода. Выставление оценки в этом случае можно вести по другим критериям, а именно: актуальность, личная заинтересованность, источники информации, оформление проекта, использование технических средств.
Проектная деятельность по сравнению с традиционными методами преподавания трудового обучения имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов.
I. Поисково-исследовательский:
 Формулировка задачи. сбор, изучение, исследование и обработка необходимой информации, планирование проектной деятельности (определение консртукции,  критериев, 
II. Технологический:
 Практическая реализация проекта, подбор необходимых  материалов, инструментов, приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.
III. Заключительный:
 Оценка качества реализации проекта (изготовленного объекта труда), включая его влияние на окружающую среду.
В компьютеном творчестве можно выделить следующие элементы проектного обучения:

-выбор тематики работы (поисково - исследовательский этап);

- практическая реализация (технологический этап);

- защита проекта и его обсуждение (заключительный этап).

В компьютерном творчестве эти этапы имеют свои особенности. Для реализации этих этапов проектной деятельности учащиеся должны быть хорошо ознакомлены с возможностями программной среды, в которой будет выполнена творческая работа. Прежде, чем делать, скажем проект рисунка в среде MS Word учащиеся должны ознакомиться с инструментами редактора и для создания фона, и для внедрения автофигур, и с возможностью рисования с помощью мыши и т.д. так, учащиеся должны понимать, что рисование, например, линий с помощью мыши требует определённых навыков и спроектировать свой рисунок с учётом всех изученных условий.

Практическая работа требует умений работы в программной среде, и учащиеся должны научиться реализовывать свой замысел на практике. 

В заключительном этапе - оценивании можно провести всеобщее голосование, с помощью, например, СУБД Access.

В своей работе я упоминаю об элементах проектного обучения, поскольку говоря о проектной работе как таковой требуется во- первых, постановка информационной задачи с темой задания, сведениями о том, на кого рассчитана эта информация, объём информации, во - вторых, анализ литературы по теме, в - третьих, подбор стиля представления информации, в - четвёртых, подбор программных и технических средств для представления информации.

Реализация проектного обучения в этом смысле требует большого количества времени и навыков работы с информационными ресурсами. Поэтому хорошую проектную работу может создать не каждый ученик, и не на каждую изучаемую тему. Поэтому, считаю целесообразным включение в учебный процесс, помимо проектов, элементы проектного обучения, применительно к различным изучаемым темам.

Метод проектного обучения способствует развитию творческих способностей ребёнка. Ребёнок свободен в выборе представления информации, он самостоятельно, творчески, оформляет свою работу. Чем чаще метод проектного обучения применяется учителем на уроке, тем более развивается воображение ученика, творческой мышления, внимательность, наблюдательность, критичность, потребность к самовыражению и самореализации. Всё это в целом благотворно влияет на воспитание ученика, на мотивацию к обучению. Правильная постановка задачи учителем, подбор источников может благотворно развивать ценностные ориентации ученика, повышать его кругозор, формировать его мировоззрение, побуждать к дискуссиям на тему проекта.

Эту тему предлагаю обсудить коллегам: detris@mail.ru.

 
презентация Терракт в США(136kb)
Об авторе

Написать мне вы можете по адресу detris@yandex.ru

 
Hosted by uCoz